О Турнире Ломоносова
Архив прошлых лет
Новости Оргкомитет

По всем вопросам просьба обращаться по электронной почте
E-mail:
turlom@mccme.ru


Критерии определения победителей и награждения грамотами по предметам 40 Турнира (2017 год) | Главная

Критерии награждения грамотами Турнира: 

1. Математика 
2. Математические игры 
3. Физика 
4. Химия 
5. Биология 
6. Астрономия и науки о Земле 
7. История 
8. Лингвистика 
9. Литература 

Каждый школьник мог сам решить, в каких конкурсах участвовать.

Кроме критериев определения победителей и награждения грамотами, можно ознакомиться с заданиями, решениями и критериями проверки по предметам Турнира.

Списки награжденных грамотами и значки (v) и (e) будут опубликованы позднее, однако каждый участник сейчас может сам понять, является ли они обладателем грамоты по тому или иному предмету.

После Турнира рабочие группы по предметам проверяют письменные работы по каждому предмету и по каждой работе принимает одно из следующих решений (в зависимости от результата выполнения предложенных заданий и класса, в котором учится школьник):
1. Наградить автора работы грамотой за успешное выступление по этому предмету (условное обозначение «v»).
2. Присудить балл многоборья (условное обозначение «e»). 
3. Данную работу не награждать.

В конкурсе по математическим играм в некоторых точках проведения Турнира также можно было участвовать устно. В этом случае оценки за устный ответ и письменную работу суммируются.

Если школьник получил два или более баллов многоборья «e» (по разным предметам) — он награждается грамотой за успешное выступление в многоборье. Также за успешное выступление по многоборью награждаются школьники 5 класса и младше (выступавшие наравне со старшеклассниками), получившие только один балл многоборья.

Все участники, которые за что-нибудь награждаются, получают одну грамоту, в которой перечислены все их успехи по разным конкурсам.

Отметки «v» и «e» в таблице результатов указываются после отметок за выполнение заданий по данному предмету, а в колонках "Грамота" и "Многоборье" пишутся соответственно "грамота" и "грамота по многоборью" (данные отметки будут проставлены позднее).

Математика

Было предложено 8 заданий.

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания): 
«+», «+-», «+/2», «-+», «-», «0».

Оценка  «+/2» ставилась только в 8-й задаче.

Краткое описание этих оценок следующее:

+ задача решена полностью
+- задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения
+/2 решена половина задачи
-+ задача не решена, но имеются содержательные продвижения
- задача не решена
0 ставится за задачу, к решению которой участник не приступал

При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов (см. задания Турнира). Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник Турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении (в таблице результатов они после выкладывания результатов исходя из критериев награждения будут идти с пометкой "мл.кл".)

При подведении итогов решёнными считаются задачи, за которые выставлены оценки «+» и «+-». Задача с оценкой «+/2» не считается решенной. 

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было решить количество задач не менее указанного в таблице):

Класс «e» (балл многоборья) «v» (грамота)
6 и младше не присуждается 1
7-10 1 2
11 2 3

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится. 

Математические игры

Было предложено 3 задания, каждое из которых состоит из нескольких пунктов. За каждый пункт каждого задания ставились целые положительные баллы или 0. Баллы за пункты каждого задания суммировались, итоговой оценкой за задание является сумма баллов по пунктам, если она не больше 20, или 20 баллов (что соответствует полностью выполненному заданию). Полученные оценки за задания суммировались.

Пункты в заданиях могут перекрывать друг друга по математическому содержанию (например, один пункт может быть частным случаем другого). Критерии оценки в баллах подобраны как раз так, чтобы в случае полностью выполненного задания (в содержательном математическом смысле; не обязательно решение всех пунктов) как раз получалась бы сумма баллов по пунктам не меньше 20.

Критерии подведения итогов

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующем случае:

  • в 5-10 классах в сумме по всем заданиям получено не менее 8 баллов

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математическим играм) ставилась в следующих случаях:

  • в 5-10 классах в сумме по всем заданиям получено не менее 13 баллов

Учащиеся 11 класса за участие в конкурсе по математическим играм не награждаются, так как задания этого конкурса по уровню сложности предназначены для школьников более младших классов (работы 11 класса всё равно проверяются, а авторам сообщаются результаты проверки). 

Физика

Было предложено 10 заданий. Задания по физике оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Баллы за задания перечисляются в строчку; отсутствующее в работе задание обозначается знаком «-».

Максимальное количество баллов за каждое из заданий и количество баллов, необходимое для того, чтобы считать задачу решенной:

номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
максимальный балл 10
балл решенной задачи 3 4 4 4 5 6 5 6 6 5

 

Критерии подведения итогов

При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.

Класс «e» (балл многоборья)
5 и младше

3 балла и более
2 балла и более (из них минимум 2 балла за одну задачу)
6-7 3 балла и более (из них минимум 2 балла за одну задачу)
8-9 4 балла и более (из них минимум 2 балла за одну задачу)
10 5 баллов и более (из них минимум 2 балла за одну задачу)
11 7 баллов и более (из них минимум 4 балла за одну задачу)

 Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике) ставилась в следующих случаях:

Класс «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике)
5 и младше

4 балла и более
одна решенная задача и более
6

5 баллов и более
одна решенная задача и более

7
6 баллов и более
одна решенная задача и более

8-9
7 баллов и более
одна решенная задача и более

10
10 баллов и более
одна решенная задача и минимум 6 баллов в сумме

11
13 баллов и более
две решенные задачи и более

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится. 

Химия

Было предложено 9 заданий. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов). Баллы за задания перечисляются в строчку; отсутствующее в работе задание обозначается знаком «-».

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям своего и более старших классов. Результаты выполнения заданий для более младших классов, чем тот, в котором учится школьник, при подведении итогов не учитываются.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать сумму баллов не менее указанной в таблице):

Класс «e» (балл многоборья) «v» (грамота)
5 и младше 1 2
6 2 3
7 3 8
8 5 12
9 13 23
10 18 37
11 24 38

Приведённые критерии по количеству баллов полностью соответствуют информации, которая сообщалась участникам конкурса по химии вместе с заданиями: «Ученикам 8 класса предлагается решить 1–3 задачи, ученикам 9–11 классов — 3–4 задачи. Можно решать и задачи старших классов. Если вы младше 8 класса, но уже изучаете химию, то можно решать задачи для 8 класса (и для более старших классов). Решённые задачи класса младше своего не влияют на оценку». Поэтому отдельно количество решённых задач в критериях награждения не учитывается.

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится. 

История

Всего было предложено 10 заданий, в том числе 8 задач-вопросов (1–8), предполагающих развёрнутые ответы, и два творческих задания на поиск исторических ошибок в текстах (задания 9 и 10). Каждое задание оценивается в баллах (целое положительное число либо 0).

1 балл ставится за 1 верно названное событие, персону или связь между ними (в заданиях 1–10, в соответствии с тем, что требуется в заданиях).

Оценки за задания 9 и 10 являются целыми числами, соответствующими количеству верно указанных участником исторических ошибок. (В случае, если при перечислении ошибок участник допускал логические повторы или перебирал ошибки наугад, включая в их число и верные утверждения, ставилась более низкая оценка, соответствующая реальному объёму выполнения задания.)

При проверке работ не требовалось полного совпадения с «официальными» ответами, которые, однако, дают представление о системе выставления баллов.

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.

Сумма S считалась в соответствии со сложностью заданий по формуле

S = 2*N1 + 2*N2 + 4*N3 + 2*N4 + 3*N5 + 2*N6 + 4*N7 + 3*N8 + 1*N9 + 1*N10

где N1, ..., N10 — баллы за задания с 1 по 10 соответственно.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов S).

Класс «e» (балл многоборья) «v» (грамота)
6 и младше  3  4
7  4   7
8  5  9
9  8  16
10  8  16
11  14  23

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Задача считается решённой:

№ 9: от 10 и более баллов;
№ 10: от 10 и более баллов.

Грамота даётся за хотя бы одну решенную задачу или за указанную в таблице выше сумму баллов.

Биология

Было предложено 6 заданий (вопросов, предполагающих развёрнутые ответы). Ответы оцениваются в баллах (целое положительное число или 0).

О том, за что и как выставляются баллы, было написано в заданиях конкурса по биологии (тем самым эта информация сообщалась участникам в момент выдачи заданий). Формальных ограничений на максимальное количество баллов нет. Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки.

При публикации оценок по биологии после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов). Первая цифра номера пункта равна номеру задания, к которому этот пункт относится.

За четырёхзначные номера пунктов вида «A00B», где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно).

То есть оценка, кончающееся на три нуля («A000»), означает, что задание решено неверно и баллов за него не начисляют.

№ задачи Пункты Количество баллов
1 задача  102, 103, 106, 110, 1041, 1042, 1071 2
 101, 105, 108, 109, 111, 1072 1
2 задача  203 3
 202, 204, 208, 209, 210 2
 201, 205, 206, 207 1
3 задача  316 3
 308, 309, 310, 312, 313, 317, 3015, 3055, 3056, 3063, 3064, 3112, 3113, 3114 2
 302, 303, 304, 307, 314, 315, 3011, 3012, 3013, 3014, 3051, 3052, 3053, 3054, 3057, 3061, 3062, 3111 1
4 задача  4062 3
 4023, 4024, 4034, 4052, 4053, 4054, 4063, 4064, 4072, 4082, 4083, 4091, 4092, 4093, 4094 2
 4011, 4012, 4021, 4022, 4031, 4032, 4033, 4041, 4042, 4043, 4051, 4061, 4071, 4081, 4084 1
5 задача  515 3
 507, 508, 509, 513 2
 501, 502, 503, 504, 505, 506, 511, 512, 514, 516, 5101, 5102 1
6 задача  603, 604, 606, 610, 612 2
 601, 602, 605, 607, 608, 609, 611 1

Критерии подведения итогов

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов):

Класс «e» (балл многоборья) «v» (грамота)
5 и младше 5 -
6 6 9
7 8 11
8 9 13
9 10 16
10 13 20
11 16 25

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится. 

Астрономия и науки о Земле

Было предложено 8 заданий. Каждое задание представляет собой набор вопросов и предполагает развёрнутый ответ. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов). Баллы за все выполненные участником задания суммировались.

За четырёхзначные номера пунктов вида «A00B», где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно).

Баллы по пунктам протокола проверки ставились по следующим критериям:

№ задачи Пункты Количество баллов
1 задача  106 5
 105, 109 4
 108 3
 101, 102, 107, 110, 111, 112, 113, 114 2
 103, 104 1
2 задача  209, 214, 216, 217, 218 3
 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 210, 211, 212, 213, 215, 219 2
3 задача  307, 308 5
 301 4
 303, 305, 306 3
 302, 304, 309, 310, 311, 312, 313, 314, 315 2
4 задача  410 5
 407, 412 4
 401, 403 3
 402, 404, 405, 406, 408, 409, 411 2
 413 1
5 задача  501, 509 3
 502, 503, 504, 505, 506, 507, 508, 510, 511, 512, 513, 514 2
6 задача  613 5
 609 4
 605, 607 3
 601, 602, 603, 604, 606, 608, 610, 611, 612, 614, 615, 616 2
7 задача  708, 711, 712 3
 701, 702, 703, 704, 705, 706, 707, 709, 710, 713, 714 2

 

Критерии подведения итогов

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов):

Класс «e» (балл многоборья) «v» (грамота)
5 и младше 6 13
6 8 15
7 9 18
8 10 20
9 13 25
10 14 31
11 23 36

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.


Литература

Задания, критерии проверки заданий по литературе этого года

Условные обозначения в таблице результатов

Задания по литературе оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Используются две схемы выявления победителей и призеров в многоборье: по сумме набранных баллов и по полноте выполнения одного задания; из итоговых результатов, определённых по этим двум схемам, выбирается лучший.

Критерии подведения итогов

1. Выявление обладателей грамот по сумме баллов. Победителями являются те, кто набрал следующие баллы в соответствии с классом, в котором обучается участник:

Класс «e» (балл многоборья) «v» (грамота)
5 и младше  12  – 
6  14  15
7  14  19
8-9*  20  24 
10-11  16  19

*Если школьники 8-9 классов получили более 19 баллов за задания №№3-5 (по критериям 10 класса), то они получают грамоту.

2. Выявление обладателей грамот по полноте решения одной из задач.

Победителями считаются те, кто выполнил любое одно задание (кроме заданий №1 и №2 для 10–11 классов) на максимальное количество баллов или «максимум минус один» балл. Призерами в многоборье считаются участники, набравшие «максимум минус два» балла. Максимальный балл за задачу составляет 10.

Обращаем ваше внимание на то, что задания №1 и №2 адресованы только ученикам 4–9 классов и в случае выполнения этих заданий учениками 10–11 классов не оцениваются.

 

Лингвистика

Было предложено 3 задания. Каждое задание оценивалось по ряду параметров в соответствии с протоколом проверки.

По результатам детализированной проверки по каждой задаче принималось одно из трёх решений:

  • задача решена (+)
  • задача решена частично (+/2)
  • решение задачи отсутствует

Решение принималось по приведённым ниже критериям. В критериях в каждом случае указывается только минимальный набор пунктов для получения положительной оценки. Добавление к такому набору ещё каких-то пунктов не ухудшает оценку.

Если указано несколько наборов — достаточно любого одного из них.

Пункты критериев обозначены латинскими буквами по порядку в латинском алфавите. То есть каждый критерий получил своё буквенное обозначение на основании своего расположения (порядкового номера) в бланке протокола проверки работ. Никакого другого смысла эти буквенные обозначения не несут.

Задача 1.

Задача решена полностью (+):

  • ADF + любые 8 из BCGIKHJLM

Задача решена частично (+/2):

  • любой 1 из ADF + любые 6 из BCGIKHJLM
    (допускается неполный ответ)

Задача 2.

Задача решена полностью (+):

  • A + любые 10 из BDEFHIJLMNORST

Задача решена частично (+/2):

  • A + любые 8 из BDEFHIJLMNORST

Задача 3.

Задача решена полностью (+):

  • любые 5 из ABCDEFG + любые 12 из HIJKLMNOPQRSTU

Задача решена частично (+/2): 

  • любые 2 из ABCDEFG + любые 9 из HIJKLMNOPQRSTU

Критерии подведения итогов

Оценка «v» (грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике) ставилась в следующих случаях:

  • класс не старше 9 и не менее 2 частично решённых задач;
  • не менее 1 решённой задачи или не менее 3 частично решённых задач.

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:

  • класс не старше 9 и не менее 1 частично решённой задачи;
  • не менее 2 частично решённых задач.