О Турнире Ломоносова
Архив прошлых лет
Новости Оргкомитет

По всем вопросам просьба обращаться по электронной почте
E-mail:
turlom@mccme.ru


Опубликованы критерии награждения участников XXXV Турнира имени М.В. Ломоносова | Главная
21.12.2012

Обновлено 14 февраля 2013

Турнир проводился по 9 предметам (опубликованы задания, решения и критерии проверки по предметам). Каждый предмет проверяется специальной предметной комиссией.

В зависимости от количества баллов, полученных участником за работу по предмету и класса, в котором он учится, предметная комиссия может решить выдать грамоту за успешное выступление на данном конкурсе (отметка «v») или балл многоборья (отметка «e»). 

Участники, получившие два и более баллов многоборья получают грамоту за успешное выступелние на конкурсе по многобрью. Также за успешное выступление в конкурсе по многоборью награждаются школьники 4 класса и младше (работы которых оценивались наравне с работами старших классов), получившие только один балл многоборья.

Отметки «v» и «e» указываются в таблице результатов после отметок за выполнение заданий по данному предмету. Если участник получает грамоту (в одной грамоте перечисляются все достижения участника) — это отмечается буквой «v» в последней колонке таблицы («грамота»).

Обращаем внимание учащихся 11 классов, что грамоты Турнира, прошедшего 30 сентября 2012 года, по действующему законодательству не могут давать вступительных льгот.

Критерии

  1. Биология
  2. Физика
  3. Математические игры
  4. Химия
  5. История
  6. Лингвистика
  7. Математика
  8. Литература
  9. Астрономия и науки о Земле

Биология

Было предложено 7 заданий. Каждое задание представляет собой набор вопросов и предполагает развёрнутый ответ. Каждое задание оценивалось в баллах (целое положительное число либо 0). Баллы за все выполненные участником задания суммировались.

О том, за что и как выставляются баллы, было написано в заданиях конкурса по биологии (тем самым эта информация сообщалась участникам в момент выдачи заданий). Формальных ограничений на максимальное количество баллов нет.

При публикации оценок по биологии после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов):

  • Оценки 1000, 2000, 3000 и т.д. обозначают неверно решенное задание
  • За пункты 1001-1009, 2001-2009, 3001-3009 и т.д. давалось количество баллов, равное последней цифре номера задания (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно).
  • За пункты 403-405, 407-414, 6012-6034, 6051-6099, 610, 616, 701 давалось по 2 балла
  • За пункты 702-705 давалось 3 балла
  • За остальные пункты ставилось по 1 баллу

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно набрать сумму баллов не меньше указанной в таблице). Если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Класс

«e» (многоборье)

«v» (грамота)

3 и младше

4

7

4

6

8

5

7

10

6

8

12

7

9

15

8

10

18

9

11

20

10

12

21

11

15

24

Вернуться в начало

Физика

Было предложено 10 заданий.

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+!», «+», «+.», «+-», «+/2», «-+», «-.», «-», «0»:

 

+! задача решена верно, очень хорошее и грамотное решение
+ задача решена верно
+. задача решена верно, но есть мелкие недочёты
+- задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения
+/2 имеется примерно 1/2 продвижений на пути к верному решению; потерян один из важных случаев, рассмотрение которого составляет примерно половину верного решения, и т. п.
-+ решение неверно, но сделан хотя бы один логический шаг в любом верном направлении (в том числе и дан верный ответ, который не угадывается очевидным образом, но )
-. школьник на пути к решению с места не сдвинулся, но упомянул что-то, что на этом пути может пригодиться
- в решении не содержится абсолютно никаких полезных для решения сведений, новых по сравнению с условием
0 ставится за задачу, к решению которой участник не приступал

При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:

  • 6 класс и младше: не менее 1 оценки не хуже «+/2»
  • 7-8 классы: не менее 2 оценок не хуже «+/2» или не менее 1 оценки не хуже «+-»
  • 9-10 классы: не менее 4 оценок не хуже «+/2» или не менее 1 оценки не хуже «+-»
  • 11 класс: не менее 1 оценки не хуже «+-»

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике) ставилась в следующих случаях:

  • 6 класс и младше не менее 2 оценок не хуже «+/2» или не менее 1 оценки не хуже «+-»
  • 7 класс не менее 1 оценки не хуже «+-»
  • 8-11 классы не менее 2 оценок не хуже «+-»

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Вернуться в начало

Математические игры

Было предложено 3 задания, каждое из которых состоит из нескольких пунктов. За каждый пункт заданий ставились баллы (целое положительное число или 0). Оценки за пункты каждого задания суммировались, итоговой оценкой за задание является сумма баллов по пунктам.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно набрать сумму баллов не меньше указанной в таблице). Если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Класс

«e» (многоборье)

«v» (грамота)

5 и младше

3

10

6

4

15

7

4

15

8

4

15

9

6

15

10

6

15

Участники 11 класса за участие в математических играх не награждаются.

Вернуться в начало

Химия

Было предложено 9 заданий. Каждое задание оценивалось в баллах (целое положительное число либо 0).

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям своего и более старших классов. Результаты выполнения заданий для более младших классов (чем тот, в котором учится школьник) при подведении итогов не учитываются.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно набрать сумму баллов не меньше указанной в таблице). Если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Класс

«e» (многоборье)

«v» (грамота)

5 и младше

 

1

6

1

2

7

2

3

8

2

4

9

8

10

10

8

12

11

12

16

Вернуться в начало

История

Было предложено 12 заданий, в том числе 10 задач-вопросов (1–10) и два творческих задания на поиск исторических ошибок в текстах (номера 11 и 12). Каждое задание оценивается в баллах (целое положительное число либо 0) в соответствии с критериями (однако полное совпадение «официальными» ответами не требовалось – они просто дают представление о системе выставления баллов).

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям. Кроме того, учитывалась сложность задания (баллы за задания 1 и 9 умножаются на 4, за задания 2-8 и 10 умножаются на 2).

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно набрать сумму баллов не меньше указанной в таблице). Если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Класс

«e» (многоборье)

«v» (грамота)

4 и младше

1

2

5

1

3

6

2

3

7

3

5

8

3

5

9

4

6

10

4

7

11

4

7

Вернуться в начало

Лингвистика

Было предложено 3 задания. Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки.

По результатам проверки по каждой задаче принималось одно из трёх решений:

  • задача решена
  • задача решена частично
  • решение задачи отсутствует

Решение принималось по приведённым ниже критериям. В критериях в каждом случае указывается только минимальный набор пунктов для получения положительной оценки. Добавление к такому набору ещё каких-то пунктов не ухудшает оценку. Если перечислено несколько вариантов критериев — достаточно выполнить любой один из перечисленных.

Пункты критериев обозначены латинскими буквами по порядку в латинском алфавите. То есть каждый критерий получил своё буквенное обозначение на основании своего расположения (порядкового номера) в бланке протокола проверки работ. Никакого другого смысла эти буквенные обозначения не несут.

Задача 1

Основное явление задачи - различие в спряжении глаголов с кратким и долгим корневым гласным.
Задача считается частично решённой, если это явление описано и правильно выполнены те части
задания, в которых проверяется только понимание этого явления. Задача считается полностью решённой,
если также описано значение приставки re- и переход a > i в приставочных глаголах и правильно
выполнено задание. Если явления описаны верно, при выполнении задания допускается небольшое число ошибок.

Задача решена

Если есть:
- не менее 1 пункта из списка (A, B);
- не менее одного пункта из списка (C, D);
- пункт E или все пункты из списка (L, M);
- не менее 8 пунктов из списка (F, G, H, J, K, L, M, N, O)

Задача решена частично

Если есть:
- не менее 1 пункта из списка (A, B);
- не менее 4 пунктов из списка (F, H, J, K, N, O)


Задача 2

Основное явление задачи - показатели класса (люди, животные, растения) и порядок слов в тайском
словосочетании. Для того, чтобы задача считалась полностью решённой, необходимо описать эти явления
и по крайней мере первые этапы установления соответствий, а также правильно перечислить соответствия.
Задача считается частично решённой, если явления описаны не полностью. При перечислении соответствий
допускается небольшое число ошибок.

Задача решена

Если есть:
- все пункты из списка (A, B, C, D, E);
- не менее 15 пунктов из списка (F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, U, V)

Задача решена частично

Если есть:
- не менее 4 пунктов из списка (A, B, C, D, E)
- не менее 14 пунктов из списка (F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, U, V)

Задача 3

Задача считается полностью решённой, если дано полное описание системы жестов (описано, как выражаются
числа и значения "покупать/продавать") и верно выполнены задания 1 и 2. Задача считается частично
решенной, если верно выполнены задания 1 и 2, описано, как выражаются значения "покупать/продавать",
и хотя бы частично описано, как выражаются числа.

Задача решена

Если есть все пункты из списка (A, B, C, D, E, F, G)

Задача решена частично


Если есть пункт А и хотя бы один пункт из списка (B, C, D) и все пункты из списка (E, F, G).

Оценка «e» (балл многоборья) если выполнено хотя бы одно из следующих условий:
  • в любом классе не менее 1 решённой задачи
  • класс не старше 5 и не менее 1 частично решённой задачи
  • класс не старше 7 и не менее 2 частично решённых задач
  • класс не старше 9 и не менее 3 частично решённых задач
Оценка «v» если выполнено хотя бы одно из следующих условий:
  • в любом классе не менее 2 решённых задач
  • класс не старше 8 и не менее 1 решённой задачи
  • класс не старше 10 и 1 решённая задача плюс 2 частично решённые задачи

Вернуться в начало

Математика

Было предложено 8 заданий.

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания): 
«+», «+-», «-+», «-», «0».

Краткое описание этих оценок следующее:

+ задача решена полностью

+- задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения

-+ задача не решена, но имеются содержательные продвижения

- задача не решена

0 ставится за задачу, к решению которой участник не приступал

При награждении учитывались только решения задач своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник Турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.

При подведении итогов решёнными считаются задачи, за которые выставлены оценки «+» и «+-».

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующем случае:

  • в 9 классе и младше решено не менее 1 задачи
  • в 10 классе и старше решено не менее 2 задач

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математике) ставилась в следующих случаях:

  • в 9 классе и младше решено не менее 2 задач
  • в 10 классе и старше решено не менее 3 задач

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Вернуться в начало

Литература

Было предложено 5 творческих заданий. Задание 1 и 2 предназначались для 9 классов и младше, остальные задания — для всех классов.

Задания по литературе оцениваются в баллах (целое положительное число или 0) по критериям.

Действуют две схемы выявления победителей и призеров в многоборье: по полноте выполнения одного задания (кроме заданий №1 для 9-11 классов и задания №2 для 8-11 классов) и по сумме набранных баллов.

Победителями являются те, кто набрал следующую сумму баллов в соответствии с классом, в котором обучается участник:

Класс

Минимальное число

баллов для зачета в

Многоборье

Минимальное число

Максимальное

суммарное число

баллов для класса

4 и младше

10

13

49

5

12

15

49

6

14

17

49

7

16

19

49

8

16

21

49

9

18

23

49

10

18

23

30

11

18

23

30

Победителями считаются те, кто выполнил любое одно задание (кроме задания №1 для 9-11 классов и задания №2 для 8-11 классов) на максимальное количество баллов или «максимум минус один» балл. Призерами в многоборье считаются участники, набравшие «максимум минус два» балла (кроме задания №1 для 9-11 классов и задания №2 для 8-11 классов).
Обращаем ваше внимание на то, что задания №1 и №2 адресованы только ученикам 1-9 классов и для участников 10-11 классов они не учитываются.

Вернуться в начало

Астрономия и науки о Земле

Было предложено 7 заданий. Каждое задание представляет собой набор вопросов и предполагает развёрнутый ответ. Каждое задание оценивалось в баллах (целое положительное число либо 0). Баллы за все выполненные участником задания суммировались.

Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки. При публикации оценок по астрономии и наукам о Земле после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов):

  • Оценки 1000, 2000, 3000 и т.д. обозначают неверно решенное задание
  • За пункты 1001-1009, 2001-2009, 3001-3009 и т.д. давалось количество баллов, равное последней цифре номера задания (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно)
  • За пункты 106, 107, 108, 112, 113, 114, 116, 117, 121, 123, 124, 207, 208, 210, 211, 215, 216, 219, 304, 307, 312, 314, 316, 320, 405,410, 502, 504, 506, 513, 514, 515, 516, 603, 605, 606, 608, 710, 717, 719, 720 ставилось по 2 балла
  • За остальные пункты ставилось по 1 баллу

Задание считалось выполненным полностью, если за него было поставлено 4 и более баллов (для 8 и младших классов) и 5 и более баллов (для 9-11 классов). Кроме того, задание 6 считалось выполненным успешно при наличии пункта 608. Такие задания отмечаются в списке оценок «+».  

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно набрать сумму баллов не меньше указанной в таблице, или выполнить полностью столько заданий, сколько указано в таблице (или больше). Если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Класс

«e» (многоборье)

«v» (грамота)

сумма баллов

количество задач

сумма баллов

количество задач

5 и младше

3

1

5

1

6

3

1

5

1

7

4

1

6

1

8

4

1

6

1

9

5

1

7

2

10

6

1

8

2

11

6

1

8

2

Вернуться в начало