О Турнире Ломоносова
Архив прошлых лет
Новости Оргкомитет

По всем вопросам просьба обращаться по электронной почте
E-mail:
turlom@mccme.ru


Критерии определения победителей и награждения грамотами по предметам 37 Турнира (2014 год) | Главная

Изменено 7.01.2014

Критерии награждения грамотами Турнира: 

1. Математика
2. Математические игры (письменно и/или устно — по выбору)
3. Физика
4. Химия
5. Биология
6. Астрономия и науки о Земле
7. История
8. Лингвистика
9. Литература

Каждый школьник мог сам решить, в каких конкурсах участвовать.

Кроме критериев определения победителей и награждения грамотами, можно ознакомится с заданиями, решениями и критериями проверки по предметам Турнира.

Списки награжденных грамотами и значки (v) и (e) будут опубликованы позднее, однако каждый участник сейчас может сам понять, является ли они обладателем грамоты по тому или иному предмету.

После турнира рабочие группы по предметам проверяют письменные работы по каждому предмету и по каждой работе принимает одно из следующих решений (в зависимости от результата выполнения предложенных заданий и класса, в котором учится школьник):
1. Наградить автора работы грамотой за успешное выступление по этому предмету (условное обозначение «v»). 
2. Присудить балл многоборья (условное обозначение «e»). 
3. Данную работу не награждать.

В конкурсе по математическим играм в некоторых местах проведения турнира также можно было участвовать устно. В этом случае оценки за устный ответ и письменную работу суммируются.

Если школьник получил два или больше балла многоборья «e» (по разным предметам) — он награждается за успешное выступление в многоборье.

Также за успешное выступление по многоборью награждаются школьники 5 класса и младше (выступавшие наравне со старшеклассниками), получившие только один балл многоборья.

Все участники, которые за что-нибудь награждаются, получают одну грамоту, в которой перечислены все их успехи по разным конкурсам.

Отметки «v» и «e» в таблице результатов указываются после отметок за выполнение заданий по данному предмету, а в колонках "Грамота" и "Многоборье" пишутся соответственно "грамота" и "грамота по многоборью". (данные отметки будут проставлены позднее)

Математика

Было предложено 8 заданий.

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания): 
«+», «+-», «-+», «-», «0».

Краткое описание этих оценок следующее:

+ задача решена полностью
+- задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения
-+ задача не решена, но имеются содержательные продвижения
- задача не решена
0 ставится за задачу, к решению которой участник не приступал

Задания, подробные решения и критерии проверки заданий по математике.

При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении (в таблице результатов они идут с пометкой "мл.кл".

При подведении итогов решёнными считаются задачи, за которые выставлены оценки «+» и «+-».

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующем случае:

  • решено не менее 1 задачи

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математике) ставилась в следующем случае:

  • решено не менее 2 задач

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится. 

Математические игры

Было предложено 3 задания, каждое из которых состоит из нескольких пунктов. За каждый пункт каждого задания ставились целые положительные баллы или 0. Баллы за пункты каждого задания суммировались, итоговой оценкой за задание является сумма баллов по пунктам, если она не больше 20, или 20 баллов (что соответствует полностью выполненному заданию).

Полученные оценки за задания суммировались.

Пункты в заданиях могут перекрывать друг друга по математическому содержанию (например, один пункт может быть частным случаем другого). Критерии оценки в баллах подобраны как раз так, чтобы в случае полностью выполненного задания (в содержательном математическом смысле; не обязательно решение всех пунктов) как раз получалась бы сумма баллов по пунктам не меньше 20.

Задания, критерии проверки работ по математическим играм и выставления баллов.

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующем случае:

  • в 8 классе и младше в сумме по всем заданиям получено не менее 7 баллов
  • в 9–10 классах в сумме по всем заданиям получено не менее 8 баллов

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математическим играм) ставилась в следующих случаях:

  • в 10 классе и младше в сумме по всем заданиям получено не менее 16 баллов

Если у участника есть результаты по математическим играм одновременно и за письменную работу, и за устный ответ, эти результаты логически объединялись.

Учащиеся 11 классов за участие в конкурсе по математическим играм не награждаются, так как задания этого конкурса по уровню сложности предназначены для школьников более младших классов (работы 11-классников всё равно проверяются авторам сообщаются результаты проверки). 

Физика

Было предложено 10 заданий.

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания): 
«+!», «+», «+.», «+-», «+/2», «-+», «-.», «-», «0».

Краткое описание этих оценок следующее:

+! задача решена верно, очень хорошее и грамотное решение
+ задача решена верно
+. задача решена верно, но есть мелкие недочёты
+- задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения
+/2 имеется примерно 1/2 продвижений на пути к верному решению; потерян один из важных случаев, рассмотрение которого составляет примерно половину верного решения, и т. п.
-+ решение неверно, но сделан хотя бы один логический шаг в любом верном направлении (в том числе и дан верный ответ, который не угадывается очевидным образом, но )
-. школьник на пути к решению с места не сдвинулся, но упомянул что-то, что на этом пути может пригодиться
- в решении не содержится абсолютно никаких полезных для решения сведений, новых по сравнению с условием
0 ставится за задачу, к решению которой участник не приступал

Задания, подробные решения заданий по физике.

При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:

  • 6 класс и младше и не менее 1 оценки не хуже «+/2»
  • 8 класс и младше и не менее 2 оценок не хуже «+/2»
  • 10 класс и младше и не менее 4 оценок не хуже «+/2»
  • 11 класс и младше и не менее 1 оценки не хуже «+-»

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике) ставилась в следующих случаях:

  • 6 класс и младше и не менее 2 оценок не хуже «+/2»
  • 7 класс и младше и не менее 1 оценки не хуже «+-»
  • 11 класс и младше и не менее 2 оценок не хуже «+-»

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится. 

Химия

Было предложено 9 заданий. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов).

Максимальное количество баллов за каждое из заданий:

номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9
максимальный балл 8 10 12 12 12 10 10 14 18

Задания, краткие решения заданий и критерии проверки заданий по химии.

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям своего и более старших классов. Результаты выполнения заданий для более младших классов, чем тот, в котором учится школьник, при подведении итогов не учитываются.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать сумму баллов не менее указанной в таблице):

Класс «e» (балл многоборья) «v» (грамота)
6 и младше 2 4
7 5 7
8 7 9
9 7 14
10 12 20
11 17 24

Приведённые критерии по количеству баллов полностью соответствуют информации, которая сообщалась участникам конкурса по химии вместе с заданиями: «Ученикам 8 класса предлагается решить 1–3 задачи, ученикам 9–11 классов — 2–4 задачи. Можно решать и задачи старших классов. Если вы младше 8 класса, но уже изучаете химию, то можно решать задачи для 8 класса (и для более старших классов). Решённые задачи класса младше своего не влияют на оценку». Поэтому отдельно количество решённых задач в критериях награждения не учитывается.

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится. 

История

Всего было предложено 10 заданий, в том числе 8 задач-вопросов (1–8), предполагающих развёрнутые ответы, и два творческих задания на поиск исторических ошибок в текстах (задания 9 и 10). Каждое задание оценивается в баллах (целое положительное число либо 0).

1 балл ставится за 1 верно названное событие, персону или связь между ними (в заданиях 1–10, в соответствии с тем, что требуется в заданиях).

Оценки за задания 9 и 10 являются целыми числами, соответствующими количеству верно указанных участником исторических ошибок. (В случае, если при перечислении ошибок участник допускал логические повторы или перебирал ошибки наугад, включая в их число и верные утверждения, ставилась более низкая оценка, соответствующая реальному объёму выполнения задания.)

Задания, ответы к заданиям 1-8 и комментарии к текстам с ошибками (задания 9 и 10). При проверке работ не требовалось полного совпадения с «официальными» ответами, которые, однако, дают представление о системе выставления баллов.

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.

Сумма S считалась в соответствии со сложностью заданий по формуле

S = 2*N1 + 4*N2 + 6*N3 + 2*N4 + 6*N5 + 2*N6 + 6*N7 + 4*N8 + 1*N9 + 1*N10

где N1, ..., N10 — баллы за задания с 1 по 10 соответственно.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов S)

Класс «e» (балл многоборья) «v» (грамота)
6 и младше 3 5
7 5 8
8 6 10
9 7 11
10 8 13
11 8 13

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

В соответствии с преамбулой варианта независимо от суммы баллов оценка «v» ставится в случае, если указано не менее 10 исторических ошибок в задании 9 или указано не менее 10 исторических ошибок в задании 10. Это условие соответствует критериям. 

Биология

Было предложено 6 заданий (вопросов, предполагающих развёрнутые ответы). Ответы оцениваются в баллах (целое положительное число или 0).

Задания и протокол проверки заданий по биологии.
О том, за что и как выставляются баллы, было написано в заданиях конкурса по биологии (тем самым эта информация сообщалась участникам в момент выдачи заданий). Формальных ограничений на максимальное количество баллов нет. Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке).

При публикации оценок по биологии после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов). Первая цифра номера пункта равна номеру задания, к которому этот пункт относится.

За четырёхзначные номера пунктов вида «A00B», где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно). Баллы по пунктам протокола проверки ставились по следующим критериям.

  • 1 вопрос. Пункты 101, 102, 103, 1053, 1054, 1055, 1061, 1062, 1082, 1083, 1084, 109 — по 2 балла, остальное — по 1 баллу.
  • 2 вопрос. Пункты 204, 205, 206, 207 — по 2 баллу, остальные — по 1 балла.
  • 3 вопрос. Пункты 301, 302 — по 1 баллу, остальные — по 2 балла.
  • 4 вопрос. Последняя цифра пункта соответствует числу баллов.
  • 5 вопрос. Пункты 505, 506, 509, 510, 511, 512, 513, 514 — по 2 баллу, остальные — по 1 балла, пункты 515* в соответствии с последней цифрой кода.
  • 6 вопрос. За все пункты по 1 баллу.

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов)

Класс «v» (грамота) «e» (балл многоборья)
6 и младше 9 6
7 11 8
8 12 9
9 16 12
10 20 14
11 24 20

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится. 

Лингвистика

Задания и бланки протоколов проверки по лингвистике.
Было предложено 3 задания. Каждое задание оценивалось по ряду параметров в соответствии с протоколом проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке).

По результатам детализированной проверки по каждой задаче принималось одно из трёх решений:

  • задача решена
  • задача решена частично
  • решение задачи отсутствует

Решение принималось по приведённым ниже критериям. В критериях в каждом случае указывается только минимальный набор пунктов для получения положительной оценки. Добавление к такому набору ещё каких-то пунктов не ухудшает оценку.

Если указано несколько наборов — достаточно любого одного из них.

(Пункты критериев обозначены латинскими буквами по порядку в латинском алфавите. То есть каждый критерий получил своё буквенное обозначение на основании своего расположения (порядкового номера) в бланке протокола проверки работ. Никакого другого смысла эти буквенные обозначения не несут.)

Задача 1.

Задача решена:

  • любые 8 из BCDEFGIJK + любые 5 из LMNOPQ

Задача решена частично:

  • любые 3 пункта из DEFG + любые 2 пункта из CIJK + любые 4 пункта из LMNOPQ
  • любые 7 из ABCDEFGHIJK + LMNOPQ

Задача 2.

Задача решена.

  • присутствуют все пункты ABCDEFGH

Задача решена частично. 

  • A + любые 6 из BCDEFGH

Задача 3.

Задача решена.

  • присутствуют все пункты ABCDEF

Задача решена частично. 

  • A + любые 4 из BCDEF

Критерии подведения итогов

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:

  • класс не старше 6 и не менее 1 частично решённой задачи
  • класс не старше 7 и не менее 2 частично решённых задач
  • класс не старше 9 и не менее 3 частично решённых задач
  • класс не младше 9 и не менее 1 решённой задачи

Оценка «v» (грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике) ставилась в следующих случаях:

  • в любом классе не менее 2 решённых задач
  • класс не старше 8 и не менее 1 решённой задачи
  • класс не старше 10 и 1 решённая задача плюс 2 частично решённые задачи

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Астрономия и науки о Земле

Было предложено 7 заданий. Каждое задание представляет собой набор вопросов и предполагает развёрнутый ответ. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов). Баллы за все выполненные участником задания суммировались.

За трёхзначные номера пунктов давалось по 1 баллу. 

За четырёхзначные номера пунктов вида «A00B», где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно).

Каждое задание считается решённым, если за него поставлено не меньше 3 баллов в 8 классе и младше и не меньше 4 баллов в 9-11 классах.

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:

  • есть 1 решённое задание

или

  • 6 класс и младше и в сумме не менее 4 баллов 
  • 7-9 класс и в сумме не менее 5 баллов 
  • 10 класс и в сумме не менее 6 баллов
  • 11 класс и в сумме не менее 7 баллов

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по астрономии) ставилась в следующих случаях:

  • есть два решённых задания

или

  • в 8 классе и младше есть 1 решённое задание

или

  • 8 класс и младше и в сумме не менее 6 баллов 
  • 9 класс и в сумме не менее 9 баллов 
  • 10-11 класс и в сумме не менее 10 баллов

Литература

Задания и критерии проверки задания по литературе.

Задания по литературе оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Используются две схемы выявления победителей и призеров в многоборье: по сумме набранных баллов и по полноте выполнения одного задания; из итоговых результатов, определённых по этим двум схемам, выбирается лучший.

1. Выявление обладателей грамот по сумме баллов.

Класс «e» (балл многоборья) «v» (грамота)
6 и младше 10 24
7 11 26
8 13 28
9 15 30
10 13 22
11 17 22

Обращаем ваше внимание, если школьникам 9 класса и младше засчитывается их результат и по критериям 10-11 класса. То есть, если, например, школьник, 8 класса набрал 22 балла в сумме за задачи 3-5, то он так же является обладателем грамоты.

2. Выявление обладателей грамот по полноте решения одной из задач.

Победителями считаются те, кто выполнил любое одно задание (кроме заданий №1 и №2 для 10–11 классов) на максимальное количество баллов или «максимум минус один» балл (10 или 9 баллов). Призерами в многоборье считаются участники, набравшие «максимум минус два» балла (кроме заданий №1 и №2 для 10–11 классов) (8 баллов).

Обращаем ваше внимание на то, что задания №1 и №2 адресованы  только ученикам 1–9 классов и в случае выполнения этих заданий учениками 10–11 классов не оцениваются.